Мы уже рассказывали о том, как сохранять звуковые файлы в форматах RealAudio, MP3 и Windows Media (см. главу 4). Но мы ничего не говорили о том, как обрабатывать файлы перед сохранением их в этих форматах. Поскольку все названные форматы — и RealAudio, и МРЗ, и Windows Media — используют сжатие данных для уменьшения размера файла, чтобы его было легче скачивать из Интернета, то иногда такое сжатие может повлиять на качество звука. Вы можете свести к минимуму потери качества, проделав несколько процедур по обработке файла, прежде чем преобразовывать его в тот или иной из перечисленных форматов.
Удаление смещения по оси амплитуды
В главе 8 мы говорили о том, что каждый раз перед обработкой файла нужно удалять смещение по оси амплитуды, которое может присутствовать в вашем файле. В противном случае в файле могут появиться нежелательные изменения. Чтобы удалить смещение по оси амплитуды, сделайте следующее:
1. Выделите все данные в вашем звуковом файле, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> DC Offset, чтобы открыть диалоговое окно DC Offset.
3. Выберите в раскрывающемся списке Name пункт Remove DC offset (scan entire sound file).
4. Нажмите на кнопку ОК.
Выровняйте ваш файл, имея в виду, что большая часть высокочастотного и особо низкочастотного содержания может быть потеряна при сохранении файла в одном из форматов, использующих сжатие данных. Нужно будет поэкспериментировать, но лучше всего начать с обрезания высоких (ниже 60 Гц) и низких (выше 10 кГц) частот. Это поможет избежать деформаций звука, которая может произойти при сжатии данных. Чтобы возместить убытки от урезания частот, вы можете повысить значения нетронутых низких частот до 200 Гц. Также можно повысить средние частоты до 2,5 кГц. Этим вы выведете на первый план более важное содержимое вашей записи, например вокал (если он есть). Замечательно, что программа Sound Forge позволяет совершить выравнивание в один заход. Вот как это делается:
1. Выделите все данные в вашем звуковом файле, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> EQ -> Paragraphic, чтобы открыть диалоговое окно Paragraphic EQ - Slap bass.wav.
3. Установите флажок Enable low-shelf. Укажите в расположенном справа от флажка поле значение 60 Гц. Затем сделайте соответствующий уровень равным -Inf. Это повлечет урезание всех частот ниже 60 Гц, как мы указывали ранее.
4. Установите флажок Enable high-shelf (-Inf. to 25 dB). Укажите в расположенном справа поле значение 10 000 Гц. Затем сделайте соответствующий уровень равным —Inf. Это повлечет, как уже говорилось ранее, урезание всех частот выше 10 кГц.
5. Установите уровень на первой параметрической полосе равным +3,0 дБ, после чего соответствующую центральную частоту установите равной 200 Гц. Этим вы повысите значение низких частот примерно до 200 Гц. Можете поэкспериментировать со степенью повышения частот, но мы не стали бы превышать значение +6,0 дБ.
6. Установите уровень на второй параметрической полосе равным +3,0 дБ. После этого соответствующую центральную частоту укажите равной 2500 Гц. Этим вы повысите значение средних частот примерно до 2500 Гц. Можете поэкспериментировать со степенью повышения частот, но мы не стали бы превышать значение +6,0 дБ.
7. Для остальных параметров оставьте значение по умолчанию. По окончании работы диалоговое окно Paragraphic EQ должно выглядеть так, как показано на рис. 11.11.
Рис. 11.11. Для выравнивания файла используйте функцию Paragraphic EQ
8. Нажмите на кнопку Preview, чтобы проверить результат перед тем, как утвердить сделанные изменения. Если вы услышите какие-либо шумы и искажения, попробуйте снизить уровень на одной или обеих параметрических полосах.
9. Нажмите на кнопку ОК.
Применение динамической обработки
Преобразование файла в формат RealAudio, MP3 или Windows Media может повлечь за собой не только изменение некоторых частот, но и сужение динамического (амплитудного) диапазона, что создаст впечатление плоского, тусклого звука. Применение динамической обработки перед преобразованием даст вам возможность контролировать конечные уровни сигнала, а не оставлять их на произвол судьбы. Для выполнения динамической обработки вам нужно будет использовать функцию Graphic Dynamics программы Sound Forge:
1. Выделите все данные в вашем файле, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Dynamics -> Graphic, чтобы открыть диалоговое окно Graphic Dynamics.
3. Выберите из раскрывающегося списка Preset набор настроек 2:1 Compression Starting At -18 dB. Если желаете, можете поэкспериментировать с параметром Ratio. Обычно значение коэффициента находится между 2:1 и 4:1, но может варьироваться в зависимости от материала, так что вам придется решать самим. Однако будьте осторожны: излишняя динамическая обработка может привести к появлению нежелательных помех, в результате чего звук станет тусклым и безжизненным.
4. Нажмите на кнопку Preview, чтобы проверить результат перед тем, как утвердить сделанные изменения. Если вы услышите какие-либо шумы и искажения, попробуйте уменьшить значение параметра Output gain.
5. Нажмите на кнопку ОК.
Последнее, что нужно сделать перед сохранением файла в одном из форматов, использующих сжатие данных, — нормализовать его. В главе 8 мы уже рассказывали о том, что нормализация повышает громкость звукового сигнала настолько, насколько это возможно сделать, не вызвав появление шумов и искажений. Это гарантирует, что в вашем файле будут использоваться наивысшие возможные значения цифрового разрешения и амплитуды. Также обеспечивается использование наибольшей громкости при преобразовании файла, поскольку это помогает скрыть шум на уровне низких частот и возможные последствия сжатия данных. Чтобы произвести нормализацию, используйте функцию Normalize программы Sound Forge:
1. Выделите все данные в вашем файле, выбрав команду меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Process -> Normalize, чтобы открыть диалоговое окно Normalize.
3. Выберите из раскрывающегося списка Preset набор настроек Maximize Peak Value.
4. Нажмите на кнопку Scan Levels, чтобы определить наивысший уровень сигнала вашего файла.
5. Установите значение параметра Normalize To между -0,50 и -1 дБ. Таким образом, вы сможете избежать нормализации до 0 дБ (или 100%), потому что процессы преобразования в форматы RealAudio, MP3 и Windows Media не всегда справляются с сигналами, равными 0 дБ. Иногда они "задыхаются", сталкиваясь с таким высоким сигналом, поэтому лучше всего оставить немного динамического пространства, чтобы преобразование прошло успешно.
6. Нажмите на кнопку Preview, чтобы проверить результат перед тем, как вы утвердите сделанные изменения. Если вы услышите какие-либо шумы и искажения, попробуйте уменьшить значение параметра Normalize To.
7. Нажмите на кнопку ОК.
8. Теперь ваш файл полностью подготовлен к преобразованию в форматы RealAudio, MP3 и Windows Media.