Наши поздравления! Вы добрались до последней главы этой книги. Вы научились записывать, редактировать, обрабатывать и даже совместно использовать звуковые файлы. Но все же есть одна сфера приложения программы Sound Forge, о которой мы пока не рассказывали. Это — уникальные функции и инструменты, позволяющие создавать ваши собственные сэмплы. Таким образом, в этой главе мы обсудим тему сэмплирования, включая следующие вопросы:
Ознакомившись с функциями Simple Synthesis и FM Synthesis (о которых мы рассказывали в главе 10), вы поняли, что создание звуков при помощи фундаментальных синтетических методов предполагает использование базовых диаграмм сигналов. Но такие методы не позволяют вам создавать достаточно реалистичные звуки. По этой причине многие современные MIDI-инструменты и звуковые карты используют воспроизведение сэмплов для создания звуков. Метод воспроизведения сэмплов позволяет добиться высокой реалистичности. Причина заключается в том, что устройства воспроизведения сэмплов имеют дело со звуками и музыкальными инструментами реального мира. Когда устройство воспроизведения сэмплов получает сообщение MIDI Note On, то вместо создания электронного звука оно воспроизводит цифровой сэмпл, который может содержать любой реальный звук — от фортепиано до волчьего воя.
Отличие сэмплов от обычных аудиозаписей состоит в том, что их длина незначительна (хотя не всегда) и они обычно воспроизводятся циклично (раз за разом). К тому же, фактически существует три вида сэмплов: разовые сэмплы (One-shot samples), которые обычно используются для создания звуковых эффектов или ударных звуков и воспроизводятся один раз от начала до конца, цикличность отсутствует; циклические сэмплы (Loop samples), также называемые сэмплерными петлями — они имитируют целые инструментальные партии, например четыре такта партии ударных инструментов; поддерживающие сэмплы (Sustaining samples), они обычно используются для имитации акустических инструментов, реализуемой с использованием сообщений MIDI Note.
Создание и редактирование сэмплов
Сэмплы можно использовать в самых разных целях, а программа Sound Forge предоставляет вам возможность создавать и управлять своими собственными сэмплами. Чтобы вы уяснили, как использовать эти возможности, мы приведем несколько примеров, показывающих, как создавать и редактировать все типы сэмплов, упомянутые ранее.
Создать разовый сэмпл легче всего, в основном, потому, что он представляет собой просто аудиозапись с некоторыми специфическими параметрами. Цикличность в разовых сэмплах отсутствует. Чтобы создать такой сэмпл, сделайте следующее:
1. Выберите команду меню File -> New, чтобы открыть диалоговое окно New Window. В нашем случае мы попросим вас определить параметры частоты сэмплирования, разрядности и количества каналов как 44 100 Гц, 16 бит и Mono соответственно. Затем нажмите на кнопку ОК, чтобы создать новый звуковой файл.
2. Выберите команду меню Tools -> Synthesis -> FM, чтобы открыть диалоговое окно FM Synthesis. Укажите набор настроек Another One и нажмите на кнопку ОК (рис. 13.1). В нашем примере для обеспечения звуковых данных мы используем функцию FM Synthesis, но в принципе вы можете использовать все, что хотите: звук ударного инструмента, вокальную партию, звуковой эффект — все, что может воспроизводиться однократно, без применения цикличности.
3. Выполните команду меню Edit -> Select All, чтобы выделить все данные в вашем звуковом файле.
4. Выберите команду меню Special -> Create Sample Loop, чтобы открыть диалоговое окно Edit Sample - Sound3 (рис. 13.2).
5. Чтобы создать разовый сэмпл, выберите в группе переключателей Sample type переключатель One shot.
Рис. 13.1. Используйте функцию FM Synthesis, чтобы создать разовый сэмпл со звуковым эффектом
Рис. 13.2. Используйте диалоговое окно Edit Sample - Sounds, чтобы преобразовать ваш звуковой файл в сэмпл
6. Введите обозначение ноты в поле параметра MIDI unity note of sample (C-l to G9). Этим обозначается тональность записи в вашем сэмпле. Это значит, что если вы проиграете ваш сэмпл при помощи устройства воспроизведения сэмплов и используя обозначенную ноту, то он будет звучать так же, как звучит сейчас в программе Sound Forge. Но если вы будете использовать другую ноту, тональность сэмпла будет изменена и он будет звучать выше или ниже относительно оригинальной записи, в зависимости от этой ноты. В случае с разовыми сэмплами вы можете ввести в поле MIDI unity note of sample (C-l to G9) любое значение.
7. Введите значение в поле параметра Fine tune (O.OOO to 99.999 cents). На самом деле вам нет нужды использовать этот параметр. Он информирует ваше устройство воспроизведения сэмплов о необходимости изменения тональности сэмпла во время его воспроизведения. Но если вам все-таки нужно настроить сэмпл, параметр в вашем распоряжении.
8. Введите значения параметров SMPTE format и SMPTE offset. Опять же, эти параметры необязательны. В большинстве случаев вы можете их проигнорировать. Однако некоторые устройства воспроизведения сэмплов позволяют настраивать сдвиг SMPTE в целях SMPTE-синхронизации. Поэтому при необходимости вы можете воспользоваться этим параметром.
9. Нажмите на кнопку ОК.
Вот и все, что нужно сделать, чтобы создать разовый сэмпл. Теперь вы можете либо сохранить файл для использования в программном устройстве воспроизведения сэмплов, либо переслать его внешнему устройству. Об этом мы более подробно поговорим в дальнейшем.
Циклические сэмплы (или сэмплерные петли) создавать немногим сложнее, чем разовые. Сегодня, благодаря широкому распространению программных устройств воспроизведения сэмплов (таких, как ACID компании Sonic Foundry), они также являются очень популярным типом сэмплов. Программные устройства воспроизведения сэмплов позволяют создавать полноценные музыкальные произведения путем соединения циклических сэмплов, при этом ничего более не требуется. Вы даже можете купить коллекцию циклических сэмплов, записанную на компакт-диск в профессиональной студии. Некоторые компании занимаются продажей таких дисков. Стоит открыть текущий номер журнала "Electronic Musician" или "Keyboard", и вы сразу наткнетесь на множество объявлений, рекламирующих диски с сэмплами. Конечно же, купить сэмплы не так приятно, как создать их самому. А для того чтобы создать циклический сэмпл, необходимо сделать следующее:
1. Выберите команду меню File -> New , чтобы открыть диалоговое окно New Window. В нашем случае мы попросим вас определить параметры частоты сэмплирования, разрядности и количества каналов как 44 100 Гц, 16 бит и Mono , соответственно. Затем нажмите на кнопку ОК, чтобы создать новый звуковой файл.
2. Выполните команду меню Tools -> Synthesis -> FM, чтобы открыть диалоговое окно FM Synthesis. Выберите набор настроек Something Else и нажмите на кнопку ОК (рис. 13.3). В нашем примере для обеспечения звуковых данных мы используем функцию FM Synthesis, но в принципе вы можете использовать все, что хотите, например партию ударных инструментов или гитарный гриф — все, что может воспроизводиться в циклическом режиме.
Рис. 13.3. Используйте функцию FM Synthesis, чтобы создать циклический сэмпл
3. Выполните команду меню Edit -> Select All, чтобы выделить все данные в вашем файле.
4. Выберите команду меню Special -> Create Sample Loop, чтобы открыть диалоговое окно Edit Sample - Sound4 (рис. 13.4).
5. Чтобы создать циклический сэмпл, выберите переключатель Sustaining из группы Sample type.
6. Если вы хотите установить бесконечную цикличность (а обычно требуется именно это), выберите переключатель Infinite loop. Если вы хотите, чтобы сэмпл повторялся ограниченное количество раз, выберите переключатель Loop count (I to 999) и введите количество повторений. Эта функция может работать, а может и не работать в вашем устройстве воспроизведения сэмплов. В большинстве случаев цикличность контролируется MIDI-устройством. При этом количество повторений сэмпла зависит от того, как долго в таком устройстве удерживается нота, инициирующая запуск сэмпла.
7. Вы можете обозначить начальную и конечную точку цикла в пределах сэмпла, выбрав систему мер из списка Input format и настроив параметры Start, End и Length. Поскольку вы ранее создали выделенную область, вам не требуется настраивать эти параметры.
Рис. 13.4. Используйте диалоговое окно Edit Sample - Sound4, чтобы преобразовать ваш звуковой файл в циклический сэмпл
8. Введите обозначение ноты с помощью расположенного сбоку счетчика в поле параметра MIDI unity note of sample (C-l to G9).
Рис. 13.5. Когда в файл добавляются точки начала и конца цикла, он становится циклическим сэмплом
9. Укажите соответствующее значение с помощью расположенного сбоку от поля Fine tune (O.OOO to 99.999 cents) счетчика, если это, конечно же, требуется.
10. Введите значения параметров SMPTE format и SMPTE offset, если это требуется.
11. Нажмите на кнопку ОК. Ваш звуковой файл теперь снабжен точками начала и конца цикла, расположенными, соответственно, в начале и конце файла (рис. 13.5). Эти точки укажут вашему устройству воспроизведения сэмплов параметры цикла. В нашем случае сэмпл будет повторяться с начала до конца.
Поддерживающие сэмплы, как и сэмплерные петли, могут воспроизводиться в бесконечном цикле, но в этом случае повторяется не весь сэмпл, а только его часть. Определение такого повторяющегося фрагмента несколько усложняет создание поддерживающих сэмплов. Однако нет причин беспокоиться. Данная процедура не так уж сложна, просто придется применить метод проб и ошибок. Чтобы создать поддерживающий сэмпл, сделайте следующее:
1. Выберите команду меню File -> New , чтобы открыть диалоговое окно New Window. В нашем случае мы попросим вас определить параметры частоты сэмплирования, разрядности и количества каналов как 44,100 Гц, 16 бит и Mono соответственно. Затем нажмите на кнопку ОК, чтобы создать новый звуковой файл.
2. Выберите команду меню Tools -> Synthesis -> FM, чтобы открыть диалоговое окно FM Synthesis. Выберите набор настроек FM Horn и отрегулируйте параметр Configuration таким образом, чтобы использовался только один оператор (это самая главная установка), затем нажмите на кнопку ОК . Полученный после этих действий результат показан на рис. 13.6. В нашем примере для обеспечения звуковых данных мы используем функцию FM Synthesis, но в принципе вы можете использовать все, что хотите: звук фортепиано, партию ударных инструментов или гитарный гриф — все, что имитирует звук реального музыкального инструмента и может непрерывно повторяться.
3. На этот раз вам необходимо выделить не все данные файла, а только ту его часть, которая будет использоваться в качестве поддерживающей петли. Именно эта часть сэмпла будет повторяться, пока вы нажимаете клавишу на вашей MIDI-клавиатуре. По этой причине нужно найти часть файла, при переходе от конца к началу которой не будет слышно никаких "швов". Чтобы определить такую область файла, вам придется поэкспериментировать, но в конце концов вы ее обязательно найдете. В нашем случае вам нужно создать выделенную область, похожую на ту, что изображена на рис. 13.7.
Рис. 13.6. Используйте функцию FM Synthesis, чтобы подготовить данные для создания поддерживающего сэмпла
Рис. 13.7. Используйте мышь, чтобы быстро создать выделенную область
4. Установите флажок Play looped, расположенную в нижней части окна данных, чтобы проверить, как звучит ваша выделенная область, при повторении в цикле. Результат неплох, но не идеален, не так ли? Это мы сейчас исправим.
Рис. 13.8. Установите флажок Play looped, чтобы проверить звучание данных в выделенной области
5. Выполните команду меню Special -> Create Sample Loop, чтобы открыть диалоговое окно Edit Sample - SoundS (рис. 13.9).
Рис. 13.9. Используйте диалоговое окно Edit Sample - Sounds, чтобы преобразовать выделенную область в петлю
6. Выберите переключатель Sustaining из группы Sample type.
7. Выберите переключатель Infinite loop. Поскольку мы имеем дело с готовой выделенной областью, значения параметров Start, End и Length уже должны быть установлены.
8. Введите обозначение ноты в поле параметра MIDI unity note of sample (C-l to G9).
9. Введите значение параметра Fine tune (0.000 to 99.999 cents), если это требуется.
10. Введите значения параметров SMPTE format и SMPTE offset, если это требуется.
11. Нажмите на кнопку ОК. Ваш звуковой файл теперь снабжен точками начала и конца цикла, расположенными, соответственно, в начале и в конце файла (рис. 13.10).
Рис. 13.10. Закройте диалоговое окно Edit Sample - Sounds, чтобы создать точки начала и конца цикла для вашей выделенной области
Если вы правильно обозначили выделенную область, то вам больше не потребуется ничего делать для создания поддерживающего сэмпла. Однако в большинстве случаев правильно расставить точки начала и конца цикла с первого захода не удается. Во время прослушивания выделенной области в предыдущем примере вы, наверное, услышали щелчки и сбои при переходе от конца к началу области при циклическом воспроизведении. Этот эффект присутствовал потому, что точки начала и конца цикла для этой выделенной области не были должным образом отрегулированы. Программа Sound Forge предоставляет специальный инструмент, предназначенный для точной настройки точек, называемый тюнером цикла (Loop tuner).
Когда вы создаете цикл, ваша цель — сделать переход от конца к началу повторяемого фрагмента как можно более гладким. В идеале вы вообще не должны замечать, что такой переход имел место. Добиться этого с помощью простого корректирования границ выделенной области вряд ли возможно, поэтому инструмент, который называется тюнер цикла, сильно облегчит вашу задачу. Чтобы использовать тюнер цикла для точной настройки сэмпла из предыдущего примера, сделайте следующее:
1. Предположим, что файл с сэмплом, о котором шла речь в предыдущем примере, у вас открыт. Выберите команду меню View -> Loop Tuner, чтобы открыть тюнер цикла (рис. 13.11). Обратите внимание на появившуюся под диаграммой сигналов область окна данных. Это и есть тюнер цикла, который, в сущности, является лишь частью окна данных. Это значит, что каждое открытое в программе Sound Forge окно может быть снабжено своим собственным тюнером цикла.
Рис. 13.11. Тюнер цикла является частью окна данных
2. Взгляните на тюнер цикла. Как и окно данных, он показывает форму волны ваших данных, но делает это по-особому. Вертикальная линия в центре тюнера цикла проходит через точку, в которой смыкаются конец цикла (слева от линии) и его начало (справа от линии) при циклическом воспроизведении. В этой точке сигнал должен пересекать нулевой уровень, чтобы переход был как можно более гладким. К тому же, во избежание эффекта "стука" диаграмма сигналов должна быть выше нулевой оси по одну сторону от точки перехода и ниже нулевой оси по другую сторону от этой точки. В нашем примере, как видите, по обе стороны от точки перехода диаграмма сигналов находится выше нулевой оси, поэтому мы и слышим "стук" при переходе (рис. 13.12).
Рис. 13.12. Недостаточно гладкий переход может послужить причиной появления эффекта "стука"
3. Чтобы исправить погрешности, вам нужно скорректировать положение точек начала и конца цикла. Чтобы сделать это с достаточной степенью точности, воспользуйтесь средствами управления, расположенными в нижней части тюнера цикла и позволяющими передвигать точку конца цикла в стороны до ближайшего пересечения с нулевым уровнем. Вы также можете перемещать точку конца цикла по диаграмме сигналов на единицу каждый раз, пользуясь элементами управления точной настройки позиции. Точка начала цикла корректируется таким же способом (рис. 13.13). В нашем случае вам необходимо переместить точку конца цикла на позицию 27,861, а точку начала цикла — на позицию 14,432.
Рис. 13.13. Используйте элементы управления точной настройки позиции, чтобы окончательно отрегулировать точки начала и конца цикла
4. Используйте панель управления воспроизведением в нижней части тюнера цикла, чтобы проверить звучание перехода после проделанных корректировок. Нажмите на кнопку Play pre-loop, чтобы воспроизвести фрагмент сэмпла, предшествующий переходу, на кнопку Play post-loop, чтобы воспроизвести фрагмент сэмпла, следующий за переходом, и на кнопку Play loop, чтобы воспроизвести переход. Затем снова нажмите на кнопку Play loop, чтобы остановить воспроизведение (рис. 13.14).
5. После этого переход должен быть незаметен. Чтобы зафиксировать точки перехода, нажмите на кнопку Lock loop length.
Теперь у вас есть поддерживающий сэмпл с замечательным переходом.
Рис. 13.14. Используйте панель управления воспроизведением, чтобы проверить звучание перехода
Поддерживающий сэмпл с завершающим фрагментом
Ранее мы упоминали о том, что существуют три вида сэмплов. Это действительно так, но существует еще одна разновидность поддерживающих сэмплов. Она позволяет задать два фрагмента — повторяющийся и завершающий. Процедура создания такого сэмпла отличается несколькими дополнительными действиями:
1. Откройте существующий звуковой файл или создайте новый.
2. Выделите область данных, которая послужит повторяющимся фрагментом.
3. Выполните команду меню Special -> Create Sample Loop, чтобы открыть диалоговое окно Edit Sample - SoundS (рис. 13.15).
4. Выберите переключатель Sustaining with Release из группы Sample type.
5. Выберите переключатель Sustaining из группы Loop to edit.
Рис. 13.15. Воспользуйтесь диалоговым окном Edit Sample - Sounds, чтобы создать поддерживающий сэмпл с завершающим фрагментом
6. Выберите переключатель Loop count (I to 999) и введите число повторений основного фрагмента.
7. Установите значения параметров MIDI unity note of sample (C-l to G9), Fine tune (0.000 to 99.999 cents) и SMPTE format/offset.
8. Нажмите на кнопку ОК.
9. Выделите область данных, которая послужит завершающим фрагментом (рис. 13.16).
10. Выполните команду меню Special -> Edit Sample, чтобы открыть диалоговое окно Edit Sample - SoundS.
11. Включите переключатель Release из группы Loop to edit.
12. Включите переключатель Loop count (1 to 99) и укажите количество повторений завершающего фрагмента.
13. Нажмите на кнопку Selection, чтобы открыть диалоговое окно Set Selection. Затем выберите набор настроек Current Selection и нажмите на кнопку ОК.
14. Нажмите на кнопку ОК в диалоговом окне Edit Sample - SoundS.
Теперь у вас есть сэмпл, содержащий два фрагмента. При воспроизведении фрагмента сначала будут проигрываться данные перед первым циклом. После этого первый цикл будет повторен столько раз, сколько вы указали. Далее будут воспроизведены данные между первым и вторым циклами, затем второй цикл будет повторен указанное количество раз. В самом конце будет воспроизведена последняя часть сэмпла.
Рис. 13.16. Создайте еще одну выделенную область, чтобы обозначить завершающий фрагмент