Как мы уже упоминали в главе 2, из-за того, что Sound Forge является программой редактирования звука, она не имеет своего собственного формата файлов. Поскольку аудиоданные могут быть сохранены во множестве форматов, программа Sound Forge должна поддерживать различные типы аудиофайлов. Вы не можете выполнять никакие задачи в программе Sound Forge без того, чтобы сначала создать новый аудиофайл или открыть существующий. Поэтому в настоящей главе мы обсудим следующие вопросы работы с аудиофайлами:
В процессе развития индустрии звукозаписи для решения различных задач были разработаны различные физические методы хранения аудиоданных, например виниловые пластинки, магнитная лента, компакт-диски, теперь — DVD, и т. д., точно таким же образом появилось множество различных компьютерных методов хранения аудиоданных. Мы знаем эти методы как форматы аудиофайлов. Формат аудиофайла представляет собой просто спецификацию, описывающую структуру, в которой аудиоданные хранятся в файле. Например, один формат аудиофайлов может указывать, что биты и байты аудиоданных должны быть сохранены в определенном порядке, а другой формат — что данные должны быть сохранены в совершенно другом порядке.
Конечно, это очень упрощенное объяснение, но общий его смысл заключается в том, что одни и те же аудиоданные могут быть сохранены множеством различных способов.
Почему вы не можете обойтись одним форматом аудиоданных? А потому, что вы можете использовать ваши аудиоданные для различных задач, например для воспроизведения в дисководе для компакт-дисков, для записи музыки или звуковых эффектов в видеоиграх, для записи дорожки фильма или видеоклипа или даже для загрузки через Интернет. Для каждой задачи может потребоваться, чтобы ваши аудиоданные были сохранены своим способом. Например, звук для компакт-диска должен быть сохранен с использованием разрядности 16 бит и частоты сэмплирования 44,1 кГц. Однако для загрузки звука через Интернет нам лучше использовать другую разрядность и частоту сэмплирования, поскольку каждая минута 16-битного, 44-килогерцевого звука занимает около 10 Мбайт. Это слишком большой объем данных для того, чтобы его можно было пропускать через медленные телефонные линии.
Кроме различий в разрядности и частоте сэмплирования, некоторые форматы аудиофайлов предлагают также сжатие данных. Это означает, что сохраняя звук в определенных форматах файлов, вы уменьшаете размер ваших аудиофайлов для того, чтобы их можно было использовать в случаях низкой пропускной способности сетей, например в Интернете. В некоторых случаях сжатие не влияет на качество звука, но в большинстве случаев ухудшение звука наблюдается. При сжатии вам приходится находить компромисс между качеством звука и размером файла, который вы в конце концов получите. Существует много различных схем сжатия, и о них мы вкратце поговорим.
Существование различных форматов аудиофайлов объясняется также и тем, что за годы развития компьютеров получили распространение несколько основных компьютерных платформ. В их число входят Amiga, Macintosh, NEXT и персональные компьютеры с операционной системой Windows. Чтобы дать вам максимально возможную гибкость, программа Sound Forge позволяет открывать и сохранять аудиофайлы во множестве различных форматов. Некоторые из них вам никогда не придется использовать, но все равно неплохо знать, что вы можете с ними сделать, если такая необходимость возникнет. Рассмотрим форматы аудиофайлов, которые поддерживает программа Sound Forge.
Это оптимизированный формат аудиофайлов, используемый в основном для телефонных приложений. Формат Dialogic VOX позволяет сохранять 16-битные аудиоданные и сжимать их, преобразуя в 4-битные аудиоданные, что дает степень сжатия 4:1. Это означает, что вы можете сохранять очень большие файлы, значительно сжимая их. Конечно, качество звука при этом страдает, да и этот формат поддерживает только монофонические данные. Файлы в формате Dialogic VOX имеют расширение vox, для их сжатия используется метод ADPCM.
Замечание
РСМ (pulse code modulation — импульсно-кодовая модуляция) представляет собой метод кодирования, используемый для представления несжатых аудио-данных. Это наиболее общий метод конфигурирования аудиоданных, он используется во многих существующих форматах файлов. ADPCM (adaptive delta pulse code modulation — адаптивная импульсно-кодовая модуляция) является методом кодирования, применяемым для представления сжатых аудиоданных. Существует стандартный метод ADPCM, утвержденный IMA (International Multimedia Association — Международная Ассоциация Мультимедиа). Существует также большое количество вариаций, разработанных различными компаниями, например Microsoft. Различные варианты приводят к появлению файлов различного качества и размера.
Подобно формату Dialogic VOX, формат InterVoice предназначен для использования в приложениях телефонии. Он поддерживает только 8-битные монофонические аудиоданные, зато имеет несколько различных схем сжатия. В число этих схем входят как A-Law, так и u-Law. Файлы InterVoice имеют расширение ivc.
Замечание
A-Law представляет собой схему сжатия звука, оптимизированную для сжатия голосовых аудиоданных, и широко используется для телекоммуникационных приложений в США. Схема сжатия A-Law позволяет перекодировать 16-битный звук РСМ в 8-битный звук РСМ. Эта схема очень похожа на u-Law, за исключением того, что эти схемы используют различные методы кодирования и декодирования.
u-Law (или mu-Law) тоже является схемой сжатия, оптимизированной для сжатия голосовых аудиоданных, но используется для телекоммуникационных приложений в Европе. Как и A-Law, схема u-Law позволяет перекодировку 16-битного звука РСМ в 8-битный звук РСМ.
Формат Macintosh AIFF (.AIF/.SND)
Это стандартный формат файлов для сохранения аудиоданных на платформе Macintosh. Если вам когда-нибудь потребуется пересылать аудиофайлы между персональным компьютером и компьютером Macintosh, используйте именно этот формат. Он поддерживает 8- и 16-битные монофонические и стереофонические аудиоданные. Файлы этого формата могут содержать заголовок Mac-Binary, а могут и не иметь его. Если файл данного типа не содержит заголовка Mac-Binary, он, скорее всего, имеет расширение aif. Если файл данного типа содержит заголовок Mac-Binary, то Sound Forge откроет его, но идентифицирует как файл формата Macintosh Resource (см. следующий раздел). В этом случае файл, скорее всего, имеет расширение snd.
Замечание
При сохранении файлов на компьютерах Macintosh к ним добавляется так называемый заголовок Mac-Binary. Это маленький фрагмент информации, записываемый в начале файла, идентифицирующий тип файла для операционной системы Mac OS и других приложений. Таким способом компьютеры Macintosh сообщают, что содержит файл: текст, графику или, например, аудиоданные. Подробности, касающиеся того, как компьютеры Macintosh работают с файлами, можно найти на Web-сайте http://www.apple.com/ .
Формат файлов Macintosh Resource также используется для хранения звуковых файлов, но для него является обязательным наличие заголовка Mac-Binary, (расширение — snd). Программа Sound Forge умеет открывать файлы этого формата. Она просто игнорирует заголовок Mac-Binary. Однако сохранять файлы в этом формате Sound Forge не может, поскольку файлы Macintosh Resource являются настоящими файлами Macintosh, а персональные компьютеры не могут сохранять данные как файлы Macintosh.
Наверняка вы слышали о формате звуковых файлов МРЗ. На сегодняшний день для пользователей Интернета это последний писк моды. Сообщения об этом формате проникли даже в выпуски новостей в традиционных СМИ, поскольку он используется для пересылки нелегальных звукозаписей через Интернет. Почему же этот формат так популярен? Причина заключается в том, что этот формат позволяет сжимать аудиоданные приблизительно в 12 раз, сохраняя при этом качество, близкое к качеству записей на компакт-дисках. Программа Sound Forge обеспечивает как открытие, так и сохранение файлов МРЗ.
Подобно формату Macintosh AIFF, формат аудиофайлов NeXT/Sun также является стандартным форматом, но не для персональных компьютеров или машин Macintosh, а для компьютеров NeXT и Sun Spare station. Этот формат поддерживает много типов аудиоданных, в том числе 8- и 16-битные, моно и стерео. Кроме того, он также поддерживает множество схем сжатия, однако программа Sound Forge поддерживает только наиболее распространенное сжатие (u-Law) для этого формата. Если вам часто доводится загружать из Интернета аудиофайлы, вы наверняка встречали файлы с расширением аи. Большинство из этих файлов представляет собой 16-битный звук, сжатый до 8-битных данных u-Law для пересылки через Интернет или для использования в приложениях Java.
Замечание
Возможно, вы заметили, что одно и то же расширение snd используется для различных форматов аудиофайлов. Так как же их различать? Если в названии файла нет указания на тип файла, то загрузите файл в Sound Forge. В процессе открытия файла программа Sound Forge проанализирует его данные и определит формат.
Если вы проводите много времени в Интернете, этот формат тоже должен быть знаком вам. Формат файлов RealMedia позволяет создавать потоковые аудио- и видеофайлы для передачи через Интернет. Он предлагает сложные собственные функции сжатия, позволяющие передавать аудио- и видеоданные через Интернет (даже через медленные телефонные линии) в режиме реального времени. Это означает, что вы можете начинать прослушивать или просматривать данные еще до того, как они будут полностью скачаны на жесткий диск вашего компьютера. Формат RealMedia был создан компанией RealNetworks. Если вас интересуют подробности этой технологии, посетите Web-сайт данной компании http://www.real.com/ .
Еще один формат аудиофайлов, Sound Designer 1, предназначен специально для конкретного приложения — Sound Designer 1, используемого на компьютерах Macintosh. Подобно формату SampleVision, он поддерживает только 16-битный монофонический звук. Файлы имеют расширение dig или sd.
Верите вы или нет, но в дополнение к аудиоданным программа Sound Forge позволяет загружать и сохранять видеоданные в форме файлов avi. Вы не сможете редактировать видеоданные, но редактирование аудиоданных, хранимых в файле avi, вполне возможно. Формат AVI (Audio Video Interleaved — Чередование видео и аудио) представляет собой специальный цифровой формат файлов, разработанный для работы с видео на компьютерах. AVI является форматом для операционной системы Windows, а это означает, что любой компьютер с операционной системой Windows может воспроизводить файлы AVI. Формат предоставляет несколько различных схем сжатия для сохраняемых в нем видео- и аудиоданных. Кроме того, файлы AVI поддерживают многодорожечный звук, но программа Sound Forge позволяет работать только с одной звуковой дорожкой.
Подобно формату МРЗ, формат Wave представляет собой еще один очень популярный формат аудиофайлов, о котором вы наверняка слышали. Формат Wave является форматом для операционной системы Windows, а это означает, что любой компьютер с операционной системой Windows может воспроизводить файлы Wave. Формат поддерживает множество различных типов аудиоданных, в том числе 8- и 16-битные, моно и стерео. Формат Wave также имеет поддержку для огромного количества различных схем сжатия, включая многие варианты ADPCM через Microsoft ACM (Audio Compression Manager — Менеджер сжатия звука). АСМ является прозрачно работающей частью операционной системы Windows, предоставляющей доступ к любым схемам сжатия, установленным на компьютере. Операционная система Windows поставляется с несколькими различными схемами, а на вашем компьютере наверняка есть несколько других схем от производителей аудиопродуктов. Если вы работаете с операционной системой Windows, вы, вероятно, в 90% случаев будете использовать для работы со звуком формат Wave. Большая часть программного обеспечения для работы со звуком и музыкой на платформе Windows поддерживает этот формат. Файлы в формате Wave имеют расширение wav.
Подобно RealMedia, Windows Media Audio является специальным форматом аудиофайлов, позволяющим создавать потоковые аудиофайлы для передачи через Интернет. Он является форматом для операционной системы Windows, а это означает, что любой компьютер с операционной системой Windows (с установленной программой Windows Media Player) может воспроизводить файлы Windows Media Audio. Формат Windows Media Audio поддерживает также и видеоданные, но программа Sound Forge поддерживает только звуковую часть этого формата. Кроме того, Sound Forge может только сохранять в данном формате — она не может открывать файлы Windows Media Audio. Подобно формату RealMedia, Windows Media Audio содержит собственные сложные функции сжатия, позволяющие передавать аудиоданные через Интернет в режиме реального времени. Другим сходством с RealMedia является то, что сжатие влияет на качество звуковых данных. Файлы Windows Media имеют расширения wma и asf. Детали этого формата можно найти на странице http://www.microsoft.com/windowsmedia/ .
Файлы формата RAW содержат простые аудиоданные PGM. Данные не сохраняются в конкретном формате (в отличие от вышеупомянутых форматов). Когда вы сохраняете файл RAW, он содержит чистые аудиоданные. А когда вы загружаете файл RAW в программу Sound Forge, вы должны указать определенные параметры для того, чтобы файл мог загрузиться. В настоящее время Sound Forge позволяет открывать и сохранять только файлы RAW с 8- или 16-битным несжатым звуком РСМ или сжатым звуком A-Law или u-Law.
Совет
Более подробную информацию об этих форматах аудиофайлов вы можете найти на странице Audio File Format FAQ (Frequently Asked Questions — Часто задаваемые вопросы по форматам аудиофайлов) по адресу: http://home.sprynet.com/ ~cbagwell/audio.html.