Пакет SoundForge

     Школьный аттестат за 9 класс https://doc-dips.com/katalog/attestat-shkoli-9-klassov в Москве    

Эффекты в программе Sound Forge


 

Так же как добавление в блюдо специй делает его вкуснее, добавление эффектов к вашим аудиоданным делает их звучание лучше. Эффекты могут превратить тусклую, безжизненную запись в произведение искусства. Например, вы можете применить эффект эха и фоновое окружение, чтобы создать иллюзию, что звук был записан в каких-то конкретных условиях, например в концертном зале. Вы можете также использовать эффекты для придания глубины вокальной партии. Этот список можно продолжать до бесконечности. Программа Sound Forge содержит большое количество функций для создания различных эффектов, оживляющих ваши аудиоданные. Хотя применение таких эффектов к вашим данным не представляет большой сложности, понять, что они делают и как их использовать, не всегда удается сразу. В этой главе мы обсудим следующие темы:

  •  реверберация и акустическое зеркало;


  •  задержки, хорус и флэнжер;
  •  изменение тона и сдвиг тона;
  •  сжатие, ограничение и другие эффекты;
  •  подключаемые модули и меню DirectX.

Эффекты эха

Не правда ли, вы ведь знаете, что такое эхо? Это повторяющийся звук, имитирующий исходный звук. Например, если вы выкрикнете какое-то слово в большом замкнутом помещении (таком, как концертный зал или каньон), вы будете слышать это слово многократно повторяющимся до тех пор, пока оно не стихнет. Подобный эффект также называется задержка (delay). Задержку можно использовать для создания различных типов эффектов, а не только эха. Программа Sound Forge содержит несколько функций, позволяющих вам создавать эти эффекты.

Функция Simple Delay

Функция Simple Delay (простая задержка) позволяет применять базовые эффекты эха к вашим аудиоданным. Чтобы использовать эту функцию, выполните следующие действия:

1. Выберите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.

2. Выполните команду меню Effects -> Delay/Echo -> Simple для того, чтобы открыть диалоговое окно Simple Delay (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Используйте функцию Simple Delay для добавления базовых эффектов эха к вашим аудиоданным

3. Установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds). Данный параметр определяет, сколько времени (в секундах) пройдет перед каждым эхом. Вы можете установить значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) в интервале от 0,001 до 5 секунд.

  Совет 

Многие профессиональные музыканты используют задержку для синхронизации эха с музыкой. Например, вы можете сделать так, что эхо будет появляться с каждой четвертной нотой, восьмой, шестнадцатой и т. д. Для этого требуется всего лишь немного математики.

Начнем с расчета времени задержки, необходимого для синхронизации эха с каждой четвертной нотой. Для этого просто разделите 60 000 (количество миллисекунд в одной минуте) на текущий темп (измеряемый в ударах в минуту) записанной вами музыки. Таким образом, для темпа 120 ударов в минуту вы получите 500 миллисекунд (то есть полсекунды). Если вы установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) равным 0,500, эхо будет звучать одновременно с каждой четвертной нотой вашей музыки.

Чтобы рассчитать время задержки для других значений ноты, вам просто нужно умножить или разделить. Поскольку восьмая нота является половиной от четвертной, просто разделите 500 на 2, в результате чего получите 250 миллисекунд (или 0,250 секунды). Шестнадцатая нота является половиной от восьмой, так что делим 250 на 2 и получаем 125 миллисекунд (или 0,125 секунды). Если же вы хотите вычислить значения для больших значений нот, просто умножайте на 2. Поскольку половинная нота вдвое длиннее четвертной ноты, умножьте 500 на 2, и вы получите 1000 миллисекунд (или 1 секунду), и т. д.

4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Delay out (-Inf. to 0 dB). Когда вы применяете эффект к вашим исходным данным, вы можете определить, какая доля эффекта и какая доля исходных данных будет в итоговом звуке. Таким образом, вы имеете возможность приложить эффект в определенной степени, не заглушая полностью исходные данные. Параметр Dry out (-Inf. to 0 dB) определяет, какая часть исходных данных будет слышна в обработанном звуке, а параметр Delay out (0.001 to 5.0 seconds) — какую часть эффекты вы услышите в обработанном звуке.

5. Установите флажок Multiple delays (Feedback) и значение параметра Decay time (0.I to 20.0 seconds). С некоторыми эффектами вы можете взять полученный сигнал и прогнать его заново, чтобы применить эффект несколько раз. Это называется обратной связью. Полученный звук может быть различным в зависимости от эффекта. В функции Simple Delay флажок Multiple delays (Feedback) и параметр Decay time (0.1 to 20.0 seconds) управляют тем, сколько раз используется эхо. Если вы активизируете флажок Multiple delays (Feedback), эхо повторится больше одного раза. А чем ниже значение параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds), тем меньше количество повторений эха. Чем выше значение параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds), тем больше количество повторений эха. К сожалению, из значения параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds) невозможно точно определить, сколько раз повторится эхо. Тут вам придется поэкспериментировать.

6. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать, как файл будет звучать, не внося фактических изменений в данные.

7. Щелкните по кнопке ОК.

Программа Sound Forge применит к вашим аудиоданным функцию Simple Delay в соответствии с вашими настройками.

Функция Multi-Tap Delay

Функция Multi-Tap Delay позволяет вам создавать очень сложные эффекты эха за счет установки сразу нескольких задержек, подобно одновременной установке нескольких эффектов Simple Delay для обработки ваших аудиоданных.

Вот как работает функция Multi-Tap Delay:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.

2. Выполните команду меню Effects -> Delay/Echo -> Multi-Tap для того, чтобы открыть диалоговое окно Multi-Tap Delay (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Функция Multi-Tap Delay позволяет вам создавать очень сложные эффекты эха

3. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 0 dB) . Эти параметры работают точно так же, как и одноименные параметры функции Simple Delay.

4. Установите значение параметра Input gain (-Inf. to 0 dB). Этот параметр определяет, какая часть исходного звука может быть обработана. Чаше всего данный параметр оставляют равным 0 децибел.

5. Установите параметры Mod. rate (0.1 to 10.0 Hz) и Mod. depth (0.1 to 10.0%). Эти параметры описать несколько труднее. Они позволяют добавить к вашим аудиоданным эффект "трели" вместе с эхом. Звук становится также похожим на тремоло, которое вы слышите на электрооргане. Параметр Mod. rate (O.I to 10.0 Hz) определяет скорость (в герцах или циклах в секунду) "трели", а параметр Mod. depth (0.I to 10.0%) определяет, на какую часть аудиоданных эффект будет действовать. Это одна из функций, для понимания действия которой требуется поэкспериментировать.

6. Установите значение параметра Feedback (0 to 150%). Этот параметр работает как сочетание флажка Multiple delays (Feedback) и параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds) функции Simple Delay.

7. Если вы хотите применить к вашему эффекту задержки низкочастотный эквалайзер, активизируйте и установите параметр Low-pass start freq. (Hz). Он позволяет вам отфильтровывать некоторые высокие частоты, чтобы эмулировать среду с более сильным эхом, например маленькую комнату.

8. Установите значение параметра Number of taps (1 to 8). Этот параметр определяет, сколько различных задержек вы хотите установить в эффекте, общим числом до восьми. После настройки параметра Number of taps (1 to 8) вы заметите, что переключатели Current tap (1—8) стали доступными.

9. Каждая задержка имеет свои параметры Тар gain, Delay и Pan. Это означает, что вы можете управлять исходным уровнем громкости, временем эха и панорамированием в стереополе каждой задержки. Чтобы настроить параметры для конкретной задержки, выберите номер задержки в группе переключателей Current tap. После этого настройте параметры Тар gain, Delay и Pan для данной задержки. Для каждой из восьми задержек вы можете сделать это отдельно.

10. После настройки параметров каждой задержки вы заметите изменения на графике, располагающемся непосредственно под переключателями Current tap. Этот график (именуемый эхограммой) позволяет вам визуально оценивать результаты влияния выбранных параметров на эхо. Каждая линия представляет эхо. Длина линии соответствует громкости эха, измеряемой в процентах (вертикальная шкала графика) от исходного звука. Расстояние линии от вертикальной шкалы графика представляет время, когда эхо прозвучит после исходного звука. Красная линия отображает выбранную в данный момент времени задержку. Остальные доступные задержки представлены черными линиями. Голубыми линями представлено эхо, полученное в результате настройки параметра Feedback (0 to 150%). Чтобы определить, какой период времени будет показывать эхограмма, выберите соответствующий пункт из раскрывающегося списка Graph Resolution (Delay ms).

11. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

12. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Multi-Tap Delay к вашим аудиодан-ным в соответствии с установленными параметрами. Поэкспериментируйте с наборами установок для функции Multi-Tap Delay, поставляемыми с программой Sound Forge. Они продемонстрируют вам реальную мощь этой функции.

Функция Chorus

Верите ли вы или нет, но функция Chorus программы Sound Forge содержит многие из параметров функций Simple Delay и Multi-Tap Delay. Почему? Технически хорус является формой задержки. Для достижения результата хорус использует задержку и расстройку. Однако при использовании хоруса вы не услышите эха, поскольку задержка чрезвычайно мала. Вместо этого хорус заставляет ваши аудиоданные звучать "богаче" или "полнее". Название "хорус" происходит из того обстоятельства, что при хоровом пении звук становится более полным, поскольку каждый певец поет несколько не в лад и не в такт — но не настолько, чтобы музыка звучала плохо, а фактически лучше. Вы можете использовать функцию Chorus программы Sound Forge для достижения похожих результатов с вашими аудиоданными. Для использования функции Chorus выполните следующие шаги:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.

2. Выполните команду меню Effects -> Chorus для того, чтобы открыть диалоговое окно Chorus (рис. 9.3).

3. Установите значение параметра Chorus out delay (0.1 to 100.0 ms). Этот параметр работает подобно параметру Delay time (O.I to 20.0 seconds) функции Simple Delay. Единственное отличие заключается в том, что параметр Chorus out delay (0.1 to 100.0 ms) ограничен 100 миллисекундами. Если вы присвоите этому параметру достаточно высокое значение, вы можете действительно получить короткое многократно повторяющееся эхо. Однако для добавления к вашему звуку эффекта хоруса вы должны установить значение этого параметра между 20 и 40.

4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB), Chorus out (-Inf. to 0 dB) и Input gain (-Inf. to 0 dB). Параметр Chorus out (-Inf. to 0 dB) в точности соответствует параметру Delay out (0.1 to 20.0 seconds) функции Simple Delay. Параметры Dry out (-Inf. to 0 dB) и Input gain (-Inf. to 0 dB) мы описали в предыдущем разделе.

5. Установите значение параметра Feedback (0 to 100%). Вместо установки количества повторений эха (как в функции Multi-Tap Delay) этот параметр определяет "глубину" хоруса. Чем выше значение, тем "глубже" хорус.

6. Установите значения параметров Modulation rate (0.001 to 20.0 Hz) и Modulation depth (1 to 100%). Вместо добавления к вашему звуку "трели" (как в функции Multi-Tap Delay) эти параметры определяют, как к хорусу добавляется расстраивание. Параметр Modulation rate (0.001 to 20.0 Hz)

указывает, как быстро произойдет расстраивание, а параметр Modulation depth (I to 100%) — степень расстраивания. Высокое значение параметра Modulation depth (I to 100%) приводит к тому, что ваши аудиоданные действительно звучат расстроенно (что обычно нежелательно), а низкое значение дает приятный эффект хоруса.

Рис. 9.3. Функция Chorus заставляет ваши аудиоданные звучать "богаче" или "полнее"

7. Установите значение параметра Attenuate high frequencies above (Hz). Этот параметр работает точно так же, как параметр Low-pass start freq функции Multi-Tap Delay.

8. Установите значение параметра Chorus size (1 to 3). Этот параметр позволяет вам определять, сколько раз ваши аудиоданные обрабатываются функцией Chorus. Вы можете применить функцию до трех раз подряд, что дает очень глубокий эффект хоруса. Подбор оптимальных настроек возможен только экспериментальным путем.

9. Установите флажки Invert the chorus phase и Invert the feedback phase.

В главе 7 мы говорили о функции Paste Mix и о том, как может происходить подавление фазы, когда вы микшируете вместе определенные звуковые файлы. Подавление фазы происходит, когда громкость одного звукового сигнала увеличивается, а громкость другого звукового сигнала одновременно уменьшается на ту же величину. Благодаря этому явлению они отменяют друг друга, делая микшированный звук "глухим". С помощью флажков Invert the chorus phase или Invert the feedback phase вы при необходимости можете устранить подавление фазы.

10. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

11. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Chorus к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Flange/Wah-Wah

Хотя функция Flange/Wah-Wah не имеет таких же параметров, как функция Simple Delay, флэнжер, тем не менее, является формой задержки. То же самое относится и к фейзеру и к эффекту Wah-Wah, получить доступ к которым также можно через функцию Flange/Wah-Wah. Эти эффекты приводят к очень странным типам "космических", "свистящих" звуков и звуков с "трелью" путем микширования слегка задержанной версии исходного звука с исходной версией звука. Как и в случае создания хоруса, вы не услышите эха, поскольку задержка очень мала. На что эти эффекты похожи, описать трудно, так что поэкспериментируйте сами. Чтобы использовать функцию Flange/Wah-Wah, выполните следующие шаги:

1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.

2. Выполните команду меню Effects -> Flange/Wah-Wah для того, чтобы открыть диалоговое окно Flange/Wah-Wah (рис. 9.4).

3. Выберите вид эффекта (Flange, Phase или Wah-Wah) в группе переключателей Effect.

4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 12 dB) и Wet out (-Inf. to 12 dB). Они работают так же, как и параметры Dry ut (-Inf. to 0 dB) и Chorus out (-Inf. to 0 dB) функции Chorus.

5. Установите значение параметра Rate (0.001 to 20.0 Hz). Этот параметр управляет скоростью эффекта во всех трех режимах операции: Flange, Phase или Wah-Wah.

6. Установите значение параметра Depth (I to 100%). Если вы выберете режим Flange, параметр Depth (I to 100%) будет в таком случае управлять тем, в какой степени эффект флэнжера применяется к вашим аудиоданным. Если вы выберете режим Phase, параметр Depth (I to 100%) будет управлять диапазоном частот, на которые влияет эффект фейзера. Если вы выберете режим Wah-Wah, параметр Depth (I to 100%) будет управлять диапазоном частот, на которые влияет эффект Wah-Wah.

Рис. 9.4. Функция Flange/Wah-Wah придаст вашим аудиоданным действительно странное звучание

7. Если вы выбрали режим Flange, вы можете перейти к шагу 9. В противном случае установите параметр Center frequency (Hz). В обоих режимах, Phase и Wah-Wah, параметр Center frequency (Hz) управляет частотой, на которой эффекты фейзера или Wah-Wah, наиболее ярко выражены. Например, если вы обрабатываете запись пения тенора, вам нужно установить значение параметра Center frequency (Hz) равным приблизительно 261 Гц, чтобы применить эффект к центру диапазона голоса тенора (диапазон тенора — приблизительно 130 и 493 Гц). Конечно, это только один пример. Поэкспериментируйте, чтобы найти правильные настройки для вашего аудиоматериала.

8. Установите значение параметра Resonance (I to 100%). Для обоих режимов, Phase и Wah-Wah, параметр Resonance (I to 100%) управляет тем, насколько четко выражены в ваших аудиоданных эффекты фейзера и Wah-Wah. Чем ниже значение параметра Resonance (I to 100%), тем слабее выражен эффект. Чем выше значение параметра Resonance (I to 100%), тем сильнее выражен эффект.

9. Щелкните на кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

10. Нажмите по кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Flange/Wah-Wah к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

 

Содержание раздела