Подобно некоторым из упомянутых выше функций, реверберация также является формой затухания, но особой, поскольку вместо отчетливого эха реверберация добавляет сложную последовательность очень коротких эффектов эха, имитирующих искусственную среду. Другими словами, реверберация создает плотный набор эффектов эха, настолько близко прилегающих друг к другу, что они производят такое впечатление, что исходный звук воспроизводится в другой среде, например в большом концертном зале. Используя эффекты реверберации программы Sound Forge, вы можете заставить вашу музыку звучать так, как будто ее играют в самых разных местах, например на арене, в клубе или даже "живьем" на сцене. Программа Sound Forge содержит два эффекта реверберации — Reverb и Acoustic Mirror.
Для базовых эффектов реверберации программа Sound Forge предоставляет функцию Reverb. Чтобы применить функцию Reverb к вашим аудиоданным, выполните следующие шаги:
1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Reverb для того, чтобы открыть диалоговое окно Reverb (рис. 9.16).
Рис. 9.16. Используйте функцию Reverb для применения к вашим аудиоданным базовых эффектов реверберации
3. Выберите один из пунктов раскрывающегося списка Reverberation mode. Этот параметр определяет тип среды, которую вы пытаетесь имитировать. Названия вариантов говорят сами за себя. Например, чтобы имитировать маленькое помещение, выберите вариант Bright small room, чтобы имитировать большое помещение, выберите вариант Cavernous space и т. п.
4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Reverb out (-Inf. to 0 dB). Мы уже объясняли в этой главе назначение данных параметров. Они подобны параметрам Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 0 dB), используемым в других функциях. Однако нужно заметить, что в случае реверберации параметры Dry out (-Inf. to 0 dB) и Reverb out (-Inf. to 0 dB) также влияют на то, как эффект звучит. Если вы установите значение параметра Dry out (-Inf. to 0 dB) высоким, а параметра Reverb out (-Inf. to 0 dB) — низким, то ваши аудиоданные будут звучать так, как будто они исходят из точки, находящейся ближе к передней части воображаемого окружения. Если вы установите значение параметра Dry out (-Inf. to 0 dB) низким, а параметра Reverb out (-Inf. to 0 dB) — высоким, то ваши аудиоданные будут звучать так, как будто они исходят из точки, находящейся дальше. Например, если вы хотите эмулировать звучание, слышимое в самых задних рядах концертного зала, можете установить значение параметра Dry out (-Inf. to 0 dB) низким, а параметра Reverb out (-Inf. to 0 dB) — высоким. Для достижения желаемого результата вам придется поэкспериментировать.
5. Выберите значение для параметра Early reflection style. Когда вы делаете запись в замкнутом помещении, всегда происходят эффекты быстрого эха в результате отражения от поверхностей (например, стен), перед которыми вы находитесь. Такие эффекты эха именуются ранними отражениями (early reflections). Для того чтобы ваша имитация реверберации звучала более реально, программа Sound Forge предоставляет этот параметр, с помощью которого вы можете управлять содержимым раннего отражения в вашем эффекте реверберации. Выбор параметра зависит от окружения, которое вы пытаетесь эмулировать. Для маленьких помещений выберите режим с меньшим временем (измеряемым в миллисекундах), например Mode 2 (8 ms). Для более объемных помещений выберите режим с большим временем, например Mode 6 (36 ms). Для достижения лучших результатов вам придется поэкспериментировать.
6. Установите значение параметра Early out (-Inf. to 0 dB). Этот параметр определяет, насколько громкими будут ранние отражения в эффекте реверберации. Чем меньше помещение, тем меньше ранних отражений слышно, и наоборот.
7. Установите значение параметра Decay time (0.5 to 5.0 sees.). Когда вы применяете к вашим данным реверберацию, вы должны представить тип среды, который хотите создать. Это поможет вам установить параметры. Технически параметр Decay time (0.5 to 5.0 sees.) определяет, насколько долго будет продолжаться затухание реверберации, но вы можете рассматривать его как средство управления тем, насколько большой будет искусственная среда. Чем меньше значение параметра Decay time (0.5 to 5.0 sees.), тем меньше среда, и наоборот. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваша запись звучала так, как будто она сделана в маленькой комнате, для параметра Decay time (0.5 to 5.0 sees.) хорошим значением может быть 0,5 секунды. Если вы хотите, чтобы ваша запись звучала так, как будто она сделана в большом пространстве, параметр Decay time (0.5 to 5.0 sees.) может иметь значение около 3 секунд.
8. Установите значение параметра Pre-delay (Off to 200 ms). этот параметр сходен с параметром Decay time (0.5 to 5.0 sees.), за исключением того, что параметр Рте-delay (Off to 200 ms) определяет время между тем, когда ваш звук впервые становится слышен, и моментом, когда начинается эффект реверберации. Это дает вам даже больше контроля в определении вашей искусственной среды. Для маленьких пространств используйте низкие значения (например, 1 миллисекунду), а для больших — высокие (например, 70 миллисекунд).
9. Установите значения параметров Attenuate bass freqs below и Attenuate high freqs above. Если вы думаете, что эти параметры похожи на настройки эквализации, вы правы. Использование данных параметров также помогает более реально эмулировать окружения, поскольку маленькие закрытые помещения имеют тенденцию подавлять некоторые частоты звукового диапазона, а в более крупных помещениях звук обычно ярче, т. е. они поддерживают больший диапазон частот. Параметры Attenuate bass и Attenuate high работают так же, как и функции эквализации High-pass и Low-pass , которые мы уже описывали. Если вы установите флажок параметра Attenuate bass и частоту этого параметра (в Гц), любым более высоким частотам будет разрешено проходить и они будут включены в эффект, а любые частоты ниже этого значения будут обрезаны. Если вы установите флажок параметра Attenuate high и его частоту, любым более низким частотам будет разрешено проходить, а любые частоты выше этого значения будут обрезаны. Примеры того, как можно устанавливать эти параметры, вы можете найти в поставляемых с программой наборах настроек.
10. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
11. Нажмите на кнопку ОК.
Программа Sound Forge применит функцию Reverb к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.
Функция Acoustic Mirror также позволяет эмулировать среду, но она значительно сложнее, чем функция Reverb. Имитации функции Acoustic Mirror основаны на реальных средах. Вот как работает эта функция:
1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Acoustic Mirror для того, чтобы открыть диалоговое окно Acoustic Mirror (рис. 9.17).
3. Выберите значение параметра Impulse. Имитации среды функции Acoustic Mirror основаны на реальных средах и используют файлы, которые компания Sonic Foundry называет импульсными файлами (Impulse files). Импульсный файл похож на реальную запись акустического пространства или акустическую подпись. Он моделирует характеристики реальной среды, например концертного зала или даже кухни в чьем-то доме. Программа Sound Forge поставляется с большим набором импульсных файлов, которые вы можете использовать для имитации такого звучания ваших записей, как будто они были записаны в реальной среде. Если в раскрывающемся списке Impulse отсутствуют имена файлов, нажмите на кнопку Browse, чтобы открыть диалоговое окно Open Impulse File и выбрать таким образом файл. Импульсные файлы имеют расширение sfi.
Рис. 9.17. Используйте функцию Acoustic Mirror, чтобы применить к вашим аудиоданным эффект имитации сложной среды
Совет
В дополнение к созданию среды импульсные файлы можно использовать для моделирования характеристик различного звукового оборудования, в том числе микрофонов. Это значит, что с помощью функции Acoustic Mirror вы можете создать впечатление, что запись была сделана с помощью определенного типа микрофона, даже если такого микрофона у вас нет. Программа Sound Forge поставляется с несколькими импульсными файлами для имитации микрофонов, которые вы можете использовать. Эффект отличный!
Кроме того, функция Acoustic Mirror позволяет использовать любой обычный файл WAV длиной менее 12 секунд как основу для его обработки. С помощью данной функции вы можете получить действительно причудливые эффекты таким способом. Просто выберите импульсный файл вместо файла WAV в качестве значения параметра Impulse. Звуковые эффекты работают действительно хорошо. Например, попробуйте использовать короткий звук автомобильного сигнала и обработать ваши аудиоданные с его помощью. Ваши аудиоданные получат характеристики автомобильного сигнала. Забавно, не правда ли? Вы можете также использовать функции синтезатора программы Sound Forge для создания файлов WAV с помощью функции Acoustic Mirror. О функциях синтезатора мы поговорим в главе 10.
4. Установите значения параметров Dry out и Wet out. Эти параметры работают так же, как и параметры Dry out и Reverb out функции Reverb.
5. Установите значение параметра Response width (0 to 100). Данный параметр позволяет управлять шириной стереополя. Это похоже на функцию Pan/Expand, о которой мы говорили в главе 8. Если ему присвоено значение 50, вы получите обычный стереоэффект. Чем ближе значение параметра Response width (0 to 100) к нулю, тем уже стереополе. Это означает, что запись будет звучать так, как будто звук сжат между стереофоническими колонками. Если вы установите параметру Response width (0 to 100) значение 0, вы фактически преобразуете стереофонический сигнал в монофонический. Чем ближе значение параметра Response width (0 to 100) к 100, тем шире стереополе. Это означает, что запись будет звучать так, как будто звук растянут за стереофонические колонки.
6. Установите значение параметра Response delay (-500 to 500 ms). Этот параметр подобен параметру Pre-delay функции Reverb. Положительное значение (в миллисекундах) заставит обрабатываемую запись звучать позже, чем исходный звук. Вы можете применять это для имитации большего пространства. Для некоторых странных эффектов вы можете использовать отрицательное значение, что заставит обрабатываемую запись фактически звучать раньше, чем исходный звук. Это слегка похоже на то как, если бы реверберация была слышна раньше звука, вызвавшего реверберацию.
7. Установите значение параметра Pan (left to right, -100 to 100). Этот параметр работает подобно всем остальным параметрам панорамирования, которые мы уже упоминали. Он позволяет вам панорамировать обрабатываемую запись к любой позиции в стереополе.
8. Мы уже объясняли, как функция Reverb позволяет использовать параметр Decay time, который управляет тем, насколько долго будет продолжаться затухание реверберации (или позволяет вам управлять тем, насколько большим будет ваше искусственное окружение). Параметр Apply envelope and limit decay to (seconds) функции Acoustic Mirror подобен параметру Decay time. Параметр Apply envelope and limit decay to (seconds) позволяет вам управлять длиной выбранного вами импульсного файла, который, в свою очередь, управляет длиной обработки, связанной с окружением. Это означает, что вы можете использовать его для управления размерами помещения, которое вы эмулируете. Например, если вы выберете импульсный файл, имитирующий область кухни в доме с помощью параметра Apply envelope and limit decay to (seconds), вы можете управлять размером кухни. Просто установите флажок и введите количество секунд (которое ограничено длиной используемого вами импульсного файла). Для имитации малого пространства введите маленькое значение. Для имитации большого пространства введите большое значение. Однако параметр Apply envelope and limit decay to (seconds) предоставляет, если вам потребуется, даже еще больше контроля. Щелкните на ярлычке вкладки Envelope в нижней части диалогового окна Acoustic Mirror . Вы увидите график, представляющий амплитуду (левая сторона) импульсного файла в зависимости от времени (снизу). Этот график работает точно так же, как и график функции Envelope, о котором мы говорили выше. Единственное отличие заключается в том, что данный график управляет амплитудой импульсного файла, примененного к вашей записи, а не к амплитуде всего выделения аудиоданных.
9. Вернитесь на вкладку General, установите значения параметров Low-shelf start freq (Hz) и High-shelf start freq (Hz). Эти параметры работают так же, как и параметры Attenuate bass freqs below и Attenuate high freqs above функции Reverb.
10. Если вы работаете не со стереофоническими данными, а с монофоническими, вы по-прежнему можете имитировать стереофоническую среду с помощью функции Acoustic Mirror. Просто установите флажок Convert mono to stereo, и ваша запись будет преобразована в стереофоническую, когда вы примените к ней функцию Acoustic Mirror.
11. Установите параметр Quality/speed (I low/fast to 5 high/show), чтобы указать качество обработки функцией Acoustic Mirror, которое вы хотите использовать. Чем выше качество, тем медленнее обработка. Но если ваш файл не имеет огромных размеров, вы можете обычно использовать наилучшее значение, равное 5 (или high/slow).
12. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
13. Нажмите на кнопку ОК.
Программа Sound Forge применит функцию Acoustic Mirror к вашим аудио-данным в соответствии с установленными параметрами.
Замечание
Работая с функцией Acoustic Mirror, вы можете обратить внимание на две дополнительных вкладки в нижней части диалогового окна — Summary и Recover. Вкладка Summary содержит информацию об импульсном файле, который вы используете, такую, как атрибут файла, автор, авторские права и прочие комментарии, которые автор мог включить в файл. Иногда вы можете даже увидеть картинку среды, использованной для создания импульсного файла, если автор включил ее. Вкладка Recover используется для создания собственных импульсных файлов. К сожалению, это весьма сложная тема, выходящая за рамки данной книги. Если вам это интересно, вы можете обратиться к файлам справки программы Sound Forge за информацией о создании импульсных файлов. Однако следует вас предупредить, что процедура эта очень длинная и непростая.