В поле ввода Semitones to shift pitch by... (Полутона для сдвига высоты тона) указывается размер сдвига в пределах +/- 1 октава. Ниже находится поле ввода Cents to shift pitch by... (Центы для сдвига высоты тона). 1 цент - это 1/100 полутона. Сдвиг высоты в центах используется обычно для точной корректировки музыкальных партий или для расстройки интервалов. Последний прием, например, может использоваться для создания эффекта «псевдостерео». Для этого высота тона одного канала меняется на несколько центов.
В диалоге Pitch Shift (Сдвиг высоты тона), помимо этих полей, присутствует три флажка. Флажок Apply anti-alias filter during pitch shift (Добавить anti-alias фильтр во время изменения высоты тона) лучше держать всегда установленным. Если вы помните, он применяется для сглаживания сигнала при изменении частоты семплирования. На самом деле, Pitch Shift (Сдвиг высоты тона) работает подобно алгоритму ресемплирования, поэтому в использовании такого фильтра есть определенный смысл.
Второй флажок - Preserve duration (Защита длительности) позволяет сохранять длительность обрабатываемого фрагмента. Если она не отмечена, то алгоритм увеличивает или уменьшает скорость воспроизведения фрагмента при обработке. Ниже этого флажка есть список Mode (Режим), в котором нужно выбрать характер обрабатываемого материала для оптимизации алгоритма.
Самый последний флажок - Blend edges with adjoining data (Смешать края с примыкающими данными). Когда он установлен, в начало и конец обработанного файла примешивается некоторое количество данных из исходного материала. Это делается для того, чтобы избежать случайных выбросов сигнала. Лучше, если этот флажок будет установлен всегда.
Давайте сейчас изменим высоту тона файла Sound2 на кварту вверх.
· В поле Semitones to shift pitch by... (Полутона для сдвига высоты тона) введите значение сдвига +4 полутона.
· Установите флажок Apply anti-alias filter during pitch shift (Добавить anti-alias фильтр во время изменения высоты тона)
· Установите флажок Blend edges with adjoining data (Смешать края с примыкающими данными).
· Установите флажок Preserve duration (Защита длительности), а в списке Mode выберите A10. Solo instruments 1 (Соло инструменты 1).
· Нажмите кнопку OK. Вы вернетесь в рабочее окно Sound Forge, а ваш файл будет пересчитан.
Итак, у нас есть два файла с записью голоса, которые отличаются по высоте на кварту.
· Создайте еще один файл (Sound 3), скопируйте туда запись голоса из файла Golos и измените высоту его тона на кварту вниз (в поле Semitones to shift pitch by... надо ввести значение -4 полутона). Все действия совершенно идентичны вышеописанным.
Теперь смикшируем все три файла в один. Но перед этим измените панораму файла Sound2 вправо, а файла Sound3 влево (см. раздел Управление панорамой и громкостью воспроизведения. Расширение стереобазы). Теперь при итоговом микшировании ваш голос будет по центру, голос на кварту выше - справа, а на кварту ниже - слева.
· Выделите файл Sound 2 и перетащите его в окно файла Golos. На экране появится диалог Mix. В этом диалоге установите движок Source: Sound2 на уровень -10 дБ.
· Нажмите кнопку ОК и ваши файлы будет смикшированы.
· Точно такую же операцию проделайте для файла Sound3.
· Прослушайте результат микширования. У вас должен получиться хор, который произносит слова «Раз, два, три...».
Именно таким образом происходит создание подпевок при работе над композициями. Например, у вас есть вокальная дорожка в любой программе многоканальной записи. Запишите дорожку с подпевками, затем откройте Sound Forge, создайте два новых файла, скопируйте туда подпевки и постройте интервалы вверх и вниз соответственно. Затем вставьте все файлы программу многоканальной записи и смикшируйте их. У вас получатся настоящие хоровые подпевки.
После окончания экспериментов можете уничтожить файлы Golos, Sound2 и Sound3 - они нам больше не понадобятся.