В разделе Эффекты мы упомянули о фленжерном эффекте. Он возникает при модуляции времени задержки генератором низкой частоты. Время задержки меняется в пределах 1-15 мс, в результате получается динамическое изменение фазового соотношения прямого и задержанного сигналов. Собственно, хорус - это частный случай фленжера, если в первом используется модуляция.
Фазер - это более хитрый эффект. Работает он так: у задержанного сигнала выделяется какая-то опорная частота у которой изменяется фаза под управлением генератора низкой частоты. В результате возникает очень специфический эффект, особенно ярко проявляющийся в стереозвуке.
Эффект вау-вау знают, пожалуй все любители Джими Хендрикса или Нуно Беттенкурта. Эти гитаристы мастерски управляются с «квакушкой», извлекая из нее звуки от простого «чавкания» до потусторонних завываний. Вау-вау возникает, когда меняется частота среза пропускного фильтра высоких частот (High-pass). Гитаристы меняют частоту фильтра при помощи педали, а в Sound Forge для этого приспособлен генератор низкой частоты.
Все эти эффекты при разумном применении могут очень украсить звук. Однако, если ими пользоваться очень часто и обрабатывать все подряд, то ничего, кроме испорченного звучания композиции, вы не получите. Вообще, все эффекты - штука очень деликатная. Например, обработка фазером синтезатора заднего плана в том месте, где все остальные инструменты, кроме ударных и баса, замолкают и остается пространство для эффекта, может здорово украсить звучание. Но сделайте тоже самое с двумя инструментами и звук ухудшится. Дело все в том, что любой эффект призван привлекать внимание слушателя, и с его помощью можно подчеркнуть звучание инструментов, добавить им еще одно «измерение». Поэтому, если вы хотите действительно украсить звук, при создании аранжировки старайтесь обязательно продумывать все места применения эффектов и оставляйте для них свободное «пространство».
Итак, сейчас мы займемся обработкой нашего файла всеми тремя эффектами по очереди. Но прежде чем начинать, давайте создадим эффект «псевдостерео» звучания записанного голоса. Дело в том, что все эффекты гораздо лучше звучат именно со стереоматериалом, а наш файл, несмотря на наличие двух каналов, остается, по сути, моно - ведь на обоих дорожках записана совершенно идентичная информация. Кстати говоря, прием, который будет сейчас описан, можно применять со многими инструментами, для того, чтобы «растягивать» их по панораме и добиваться более плотного звучания.
· Выделите только правый канал вашего стереофайла. Для этого переместите указатель мыши в нижнюю часть окна файла Golos. Как только он поменяет свое начертание на , нажмите и удерживайте правую кнопку мыши и произведите обычную операцию выделения.
· Выберите команду меню Effects/Delay_Echo/Simple (Эффекты/Дилэй_Эхо/Простой). Перед вами появится диалог Simple delay/echo (Простой дилэй/эхо) (Рис. 1).