Зачем нужен аудиоредактор Sound Forge?

         

Составляющие реверберации



Составляющие реверберации

Ниже списков Reverberation mode (Тип реверберации) и Early reflection style (Стиль ранних отражений) находятся два горизонтальных движка. Первый из них - Decay time (Время затухания). С его помощью выставляется длительность реверберации, то есть длительность самого «хвоста». Второй движок - Pre-delay (Предварительная задержка) регулирует задержку перед первым ранним отражением (Рис. 3). Естественно, чем больше помещение, тем больше время и предварительной задержки и времени затухания. Однако, для одного и того же времени затухания может быть разное время предварительной задержки. Оно может зависеть от наличия в непосредственной близости от источника сигнала отражающих поверхностей, например, потолочных балок и т.д. Именно поэтому в ревербераторах эти два параметра регулируются раздельно - таким образом можно передать больше звуковой информации об имитируемом помещении.

Левее горизонтальных движков времени затухания и предварительной задержки находятся три вертикальных движка. Первый из них - Dry out («Сухой» выход) - регулирует уровень необработанного сигнала. Второй - Reverb out (Выход реверберации) - устанавливает уровень реверберированного сигнала. А третий - Early out («Ранний» выход) - позволяет выставлять уровень ранних отражений.

С первыми двумя регуляторами все должно быть ясно – они устанавливают баланс прямого/обработанного сигнала. А вот третий движок предназначен для имитации различных материалов стен помещения. Если стены выполнены из материала, имеющего низкий коэффициент поглощения звука (например, кафельная плитка), то ранние отражения будут иметь явно выраженный характер и высокий уровень. Если же все наоборот - материал имеет высокий коэффициент поглощения (например, стены закрыты портьерами), то ранние отражения будут едва заметными. С помощью регулятора Early out («Ранний» выход) эти явления можно передать с некоторой степенью достоверности. Кстати говоря, эпитеты «яркий» (bright) или «теплый» (warm) в названиях типов реверберации относятся именно к характеру покрытия стен, а значит и характеру ранних отражений.

В нижней части диалога Reverb (Ревербератор) есть два флажка. Первый - это Attenuate bass frequency below (Подавлять басовые частоты ниже...). Второй флажок - это Attenuate high frequency above (Подавлять высокие частоты выше...). Напротив обоих флажков есть поля ввода, в которых нужно указывать частоту среза фильтров низких и высоких частот соответственно. Помимо основной функции - убирать из реверберированного звука частоты, могущие вызвать неприятное звучание, с помощью этих фильтров можно регулировать «яркость» помещения. Например, в приглушенном портьерами зале есть, в основном, низко- и среднечастотная реверберация, так как ткань хорошо гасит высокочастотные отражения. Напротив, в «ярком» зале с голыми стенами будет достаточно много высоких частот.

Итак, давайте начнем с изучения разных типов реверберации.

·         Движок Dry out («Сухой» выход) поставьте в крайнее нижнее положение.

·         Движок Reverb out (Выход ревербератора) установите в положение -15 дБ.

·         Регулятор Early out (ранний выход) установите в положение -10 дБ. Теперь мы будем слышать только реверберированный сигнал и ранние отражения.

·         В списке Early reflection style (Стиль ранних отражений) выберите Mode 6 (36 ms) (Режим 6 (36 мс)).

·         Регулятор Decay time (Время затухания) поставьте в положение 3 с.

·         Регулятор Pre-delay (Предварительная задержка) установите в положение 36 мс.

·         Установите флажок Attenuate bass frequency below (Подавлять басовые частоты ниже...). В поле ввода обрезного фильтра низких частот введите значение частоты среза 100 Гц.

·         Установите флажок Attenuate high frequency above (Подавлять высокие частоты выше...). В поле ввода обрезного фильтра высоких частот введите значение частоты среза 10 кГц.

·         В списке Reverberation mode (Тип реверберации) выберите Rich hall (Глубокий зал).

В результате всех этих операций мы должны получить звучание достаточно большого зала.

·         Нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр) и вы услышите реверберационный «хвост» (прямого сигнала слышно не будет, ведь регулятор Dry Out («Сухой» выход) стоит в крайнем нижнем положении).



·         Теперь поменяйте в списке Reverberation mode (Тип реверберации) тип реверберации и выберите, например, Wide open hall (Просторный открытый зал). После короткой паузы, вызванной пересчетом, вы услышите реверберированный сигнал, который немного отличается по характеру от предыдущего.

·         Прослушайте таким образом все «залы», «пространства»,  «окружения» и «листовые ревербераторы» и отметьте те, которые вам больше всего понравились. Далее вы будете их использовать на практике.

·         Для того, чтобы прослушать «комнаты», уменьшите время затухания (Decay time) до 0.5 с, время предварительной задержки (Pre-delay) - до 1 мс, а в списке Early reflection style (Стиль ранних отражений) выберите Mode 1 (6 ms) (Режим 1 (6 мс)).

Теперь давайте попробуем «порулить» звук обрезным фильтром высоких частот.

·         Установите в списке Reverberation mode (Тип реверберации) наиболее понравившийся вам алгоритм.

·         Нажмите еще раз кнопку Preview (Предварительный просмотр). Послушайте реверберационный «хвост» и запомните его звучание.

·         Теперь остановите предварительное прослушивание и введите в поле Attenuate high frequency above (Подавлять высокие частоты выше...) значение 8000 Гц.

·         Нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр).  Слышите, «хвост» стал немного глуше и появилось ощущение более мягкого звука.

·         Уменьшите в поле Attenuate high frequency above (Подавлять высокие частоты выше...) частоту обрезного фильтра до 6000 Гц и еще раз прослушайте звук.

·         Подберите значение частоты среза высоких частот по своему вкусу.

До этого момента мы слушали исключительно звук, обработанный алгоритмом реверберации. Для того, чтобы получить нормальное звучание эффекта нужно при помощи движка Dry out («Сухой» выход) добавить необработанный сигнал.

·       Установите движок Dry out («Сухой» выход) в положение -1 дБ, регулятор Reverb out (Выход ревербератора) - в положение около -25 дБ, а движок Early out (Ранний выход) - в положение около -20 дБ.

·       Нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр) и прослушайте результат работы эффекта. Если происходит перегруз ЦАП звуковой карты, то немного уменьшите уровень выходного сигнала при помощи всех трех движков.

·       Подберите теперь на свой вкус оптимальные значения Reverb out (Выход ревербератора)  и Early out (Ранний выход).

·       Когда вы найдете наиболее удачный микс, нажмите кнопку ОК и вы вернетесь в рабочее окно программы Sound Forge, а ваш файл Golos будет обработан реверберацией.

Кстати говоря, вы можете на первых порах пользоваться уже готовыми пресетами реверберации, которые можно выбрать в списке Name (Имя) Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий, пользуйтесь методикой, описанной выше. То есть сначала слушайте «хвост», убрав движок Dry out («Сухой» выход) в крайнее нижнее положение, а после выбора пресета добавляйте «сухой» звук и прослушивайте итоговый микс.

·       После окончания экспериментов отмените результаты вашей работы, нажав кнопку  на панели Standard (Стандартные). Сохраните файл для последующих опытов.



Содержание раздела